Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.
Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей.
Деятельность эта может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна ребятам и, чтобы они охотно принимали в ней участие.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям, воспитателю стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине.
1.2 Народное творчество – источник патриотического воспитания дошкольников.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость заключается в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.
Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства.
Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляют педагогический процесс, оказывают особое влияние на воспитание патриотических чувств.
В младшей группе педагог использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые, по словам К.Д. Ушинского, раскрывают живописность русского языка.
Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего.
Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящее ребят с произведениями фольклора.
Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение.
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и, прежде всего со сказками (русские народные, украинские сказки). В начале занятия педагог объясняет детям, почему сказка называется народной. Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам к языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудитории. Впечатления ребят будут более яркими и сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме. Либо в игровой форме, с использованием элементов театра.
Большую радость у детей вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания.
В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Это могут быть беседы о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковских игрушек и т.д.
На занятиях ребята рассматривают, описывают, изображают предметы народного творчества, например, дымковскую глиняную игрушку. Воспитатель обращает внимание не только на форму и цвет предмета, но и на его характерные особенности, настроение. Ведь дети шестого года жизни достаточно тонко понимают скрытый юмор, задор, грусть, переданные художником в своем произведении.
Особый интерес вызывает у детей рассматривание вышивки и кружев.
В работе по ознакомлению с народным искусством педагог обязательно использует краеведческий материал.
В старшей группе дети продолжают знакомиться с устным народным творчеством: сказками, песнями, загадками. Эту работу целесообразно проводить вне занятий. В этой же группе ребята знакомятся с пословицами и поговорками. Интересно проходит занятие, на котором дети знакомятся с русскими пословицами, посвященными временам года.
Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия, посвященного народному творчеству.
В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов.
Дети подготовительной группы с произведениями фольклора знакомятся в основном вне занятий.
Для каждой местности характерны свои народные песни, сказки, хороводы. Однако достоянием детей должны стать лишь лучшие образцы народного творчества.
Особое место в подготовительной группе отводится знакомству с поговорками и пословицами. Так же, как и в старшей группе, воспитатель объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования. Воспитатель учит детей правильно и к месту использовать ту или иную поговорку.
Старших дошкольников можно познакомить и с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса: легендами, былинами, сказками.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
Наши новости
26.04.2024
26.04.2024
19.04.2024
13.04.2024
12.04.2024
12.04.2024
09.04.2024
08.04.2024
06.04.2024
05.04.2024
Педагоги