Доступная среда
Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее ОВЗ).
Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Понятие и классификация:
В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
· с нарушением слуха;
· с дисфункцией речи;
· с патологией опорно-двигательного аппарата;
· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
· выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
· осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
· возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия:
- беседа с родителями
- изучение медицинской карты ребенка
- обследование физического развития
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В МБДОУ № 11 функционируют 14 групп общеразвивающей направленности. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.
Нормативные документы :
Конституция Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 17 февраля 2021 года)
Федеральный закон "О техническом регулировании" N 184-ФЗ
Инструкция по оказанию услуг инвалидам и лицам с ОВЗ
Условия питания обучающихся с ОВЗ
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 11 разработан паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным для категорий инвалидов с нарушением слуха, с нарушением умственного развития.
Территория МБДОУ № 11 соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям.
Состояние доступности основных структурно-функциональных зон. | ||
№ п/п |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов |
1. |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
ВНД (К, С), ДУ (О), ДЧ-И (Г,У) |
2. |
Вход (входы) в здание |
ВНД (К, С), ДУ (О), ДЧ-И (Г,У) |
3. |
Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуции) |
ДУ (К,Г,У), ВНД (С), ДЧ-И (О) |
4. |
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) |
ВНД (К,С), ДУ (О,Г,У) |
5. |
Санитарно-гигиенические помещения |
ВНД (К,О,С), ДУ (Г,У) |
6. |
Система информации и связи (на всех зонах) |
ДУ (К,О,Г,У), ВНД (С) |
7. |
Пути движения к объекту (от остановки транспорта) |
- |
8. |
Все зоны и участки |
ВНД (К,О,С), ДУ (Г,У) |
Организация доступности объекта для инвалидов – форма обслуживания.
| ||
№ п/п |
Категория инвалидов (вид нарушения) |
Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания) |
1. |
Все категории инвалидов и МГН |
ВНД |
|
В том числе инвалиды: |
|
2. |
Передвигающиеся на креслах-колясках |
ВНД |
3. |
С нарушением опорно-двигательного аппарата |
ВНД |
4. |
С нарушением зрения |
ВНД |
5. |
С нарушением слуха |
ДУ |
6. |
С нарушением умственного развития |
ДУ |
В МБДОУ№ 11 разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.
1. ИНСТРУКЦИЯ «Оказание необходимой помощи детям – инвалидам
и лицам с ограниченными возможностями здоровья
2. Приказ о назначении дежурных администраторов, сопровождающих
3. Приказ о разработке документации и правил этикета для
дежурных администраторов МБДОУ № 11
4. Журнал дежурств дежурных администраторов МБДОУ № 11
Инструктирование персонала
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ № 11 создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Работники МБДОУ № 11 прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное образование».
В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе использующие кресла-коляски
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (от 60 лет)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Цель современного образования – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает:
- дошкольное воспитание
- внешкольное образование
- среднее общее образование
- среднее профессиональное образование
- высшее профессиональное образование
Им предоставляется возможность посещать ДОУ общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
· организует взаимодействие педагогов;
· разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
· проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
· организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
· повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
· проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
· Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
· Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
· Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Воспитатель:
· проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
· воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
· организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
· применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
· консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
- Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
- Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
- Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)
Подготовка наших специалистов:
Оснащение ДОУ:
Наши новости
22.11.2024
15.11.2024
12.11.2024
07.11.2024
02.11.2024
21.10.2024
19.10.2024
Доступная среда