Версия для слабовидящих

Консультации психолога

Вас консультирует: педагог-психолог МБДОУ № 11

 Танкова Оксана  Владимировна.

 

Организация игры в младшем дошкольном возрасте.

     Игра является ведущей деятельностью детей 3-7 лет, обладает  высокой эффективностью: способствует развитию личности ребенка, формирует коммуникативные навыки, развивает психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление, речь) и закрепляет полученные знания, в игре можно увидеть эмоционально-личностные проблемы детей, исцеляющая (психотерапевтическая функция).

Возрастные показатели игры:

3 – 4 года.  На четвертом  году жизни появляется сюжетно-ролевая игра, содержание которой способствует общению и совместному действию детей. Дошкольникам становится интересно не только действия с предметами (хотя у младших дошкольников они и преобладают), но и взаимоотношения между людьми. Дети могут вступить в ролевое взаимодействие (мама-дочь, врач-больной), но роль свою не называют, а просто выполняют ее, осуществляя отдельные игровые действия(ребенок не говорит, что он доктор, а надевает халат и делает уколы). Для  организации интересной игры и поддержания ее еще очень важна помощь взрослого.                                                                                                                                                   

 5 лет.  Пятый год жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием самостоятельности, которая проявляется во всех сферах деятельности: в самообслуживании, изодеятельности,  трудовых поручениях и конечно, в игре. На данном этапе дети становятся способными поддерживать воображаемую ситуацию игры самостоятельно, без поддержки взрослого.   Они уже называют свои роли словом («Я - папа», «Я -продавец») и могут по ходу игры поменять ее.   Способны сформулировать правило, по которому можно действовать  («Нам сейчас всем нужно кушать»),  но не могут придерживаться правил, по которым действовать нельзя. 

Как способствовать успешному развитию игры детей?

ü  Обогащайте знания детей  об окружающем мире. Беседы, занятия о профессиях (что делают врачи, парикмахеры, повара и т.д.), мамах, папах, животных… Российский психолог и педагог Блонский П.П.  говорил: «Пустая голова не может мыслить», поэтому, чтобы дети могли играть, дайте им информацию о реальной жизни.

ü  Драматизируйте вместе прочитанные сказки, рассказы. Это обогащает жизненный опыт ребенка, развивает актерские способности и умение адекватно выражать свои эмоции.

ü  Необходим определенный набор игрушек:  игрушки из реальной жизни: куклы (мужчина, женщина, дети), дом, «Посуда», «Больница», «Парикмахерская», самолет, машина, телефон, для девочек – игрушечная бижутерия…; игрушки, помогающие отреагировать (выплеснуть вовне) агрессию в воображаемой ситуации: солдатики, роботы…, страшные животные (акула, крокодил, злая собака…), подушка …, игрушки для творческого самовыражения, развития и ослабления негативных эмоций: настольные игры («Лото», «Мозаика», «Пазлы», «Конструктор» и т.д.), альбом, цветные бумага и картон, клей, ножницы с закругленными концами, пластилин, глина, краски, карандаши, природный материал (шишки, семена, каштаны и т.д.)…

ü     В возрасте от трех до пяти лет детям полезно упражнение «Во что с этим можно играть?», которая развивает творческие способности и умение в игре использовать различные предметы-заместители. Вам нужно заранее подготовить несколько предметов, не имеющих четкого назначения: палочка, кубик, картонка, камешек и т.п. Суть игры: вы показываете ребенку один предмет и предлагаете придумать, чем он может стать в игре. Будет лучше, если малыш назовет несколько вариантов. Вначале можете ему помогать. Например, картонка способна стать телевизором, картиной, скатертью на столе, тарелкой. Условие: нужно соблюдать некоторое сходство с реальным предметом. Так палочка может быть термометром, а кубик – нет. Полезно играть и в противоположную игру: если у тебя нет ложки для куклы, чем ты ее можешь заменить?

ü    Помните о принципах взаимодействия взрослого и детей в игре: 

3 – 4 года – взрослый является инициатором игры, организует ее,  предлагает ребенку проявлять инициативу:  «Что сейчас дочка будет делать, когда покушала». Малыши уже и сами могут начать играть, но все равно им необходима помощь. Для того, чтобы ребенок начал сам играть, вы можете заранее создать среду: например, постройте кукольную комнату; повесьте на стул белый халат, а на стол положите инструментарий для доктора; постройте из кубиков гараж, когда детей нет в группе (дома), пусть его постройка удивит и подвигнет на интересную игру.  

4 – 5 лет -  дети уже способны играть самостоятельно, взрослый может иногда тактично помочь, выполнить в игре одну из ролей, помочь в применении правил.


           

           
                            Pro Bono
       
           
          Реализация социального заказа
            в городе Ростов-на-Дону
          

          

          


© 2013 МБДОУ д/с № 11
Контактная информация

Адрес:

Телефон: